Советы родителям
Помощь ребенку в приготовлении уроков (советы психолога)
Домашнее задание — одна из составляющих школьной жизни.
Если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Наоборот, интерес родителей к делам первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
- Лучшее время для выполнения домашних заданий — с 15:00 до 18:00. Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше — прогулки.
- Необходимо подготовить рабочее место для приготовления уроков. Ребенок должен удобно сидеть. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку.
- Начинать выполнение домашнего задания необходимо с дневника. Так ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически.
- Вместе с ребенком выбрать, с какого предмета начинать. Наверное, с самого трудного и объемного.
- Подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранному предмету. Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как делал ребенок в школе.
- Ознакомиться с письменной инструкцией к заданию. Важно научить ребенка пользоваться письменной инструкцией. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам.
- Дать возможность ребенку сначала самому проверить письменную работу. И только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать, что сделано неправильно.
- Нужен ли черновик? Да, необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается.
- Существует мнение, что если ребенок допустил ошибки, он должен переписывать до тех пор, пока ошибок не будет. Это глубокое заблуждение. Прежде всего, всю работу надо разобрать, подготовить ребенка к работе, нацелить на то, что сделать надо сразу и как можно лучше.
- Если ребенок не может выполнить задание по той причине, что не усвоил тему, необходимо еще раз разъяснить ему, теперь уже родителям.
- Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу же после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.
К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно!
Советы родителям первоклассника
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
- Не подгоняйте и не торопите ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время – Ваша задача.
- Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
- Когда прощайтесь, пожелайте ребенку удачи, подбодрите его. Ни в коем случае не предупреждая о чем-либо.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
- Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с Вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
- Если вы видите, что ребенок, огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы Ваш разговор проходил без ребенка. Выслушивайте обе стороны, это поможет Вам яснее понять ситуацию.
- После школы не торопите ребенка делать уроки: необходимо 2–3 часа отдыха (1,5 часа сна).
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
- Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент Вам должны быть важны его дела и заботы.
- Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, — это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
- Будьте внимательнее к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие — это показатель трудностей в учебе!
- Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.