Размер шрифта: A A A Изображения: Показать Скрыть Цветовая схема: A A A
Версия для слабовидящих

Проблемы диагностики гражданских качеств учащихся

Навалихина Людмила Александровна, учитель

Чадина Т.В., заместитель директора по ВР

МБОУ «Кадетская школа им. Героя Советского Союза Е.И.Францева» г. Чернушка

Стандарт  (ФГОС ООО) направлен  на обеспечение формирования  российской гражданской идентичности обучающихся. Условия профиля Кадетской школы позволяют реализовывать формирование российской идентичности через военизированную составляющую.  Специфичность воспитательной системы школы определила предмет апробации -  воспитание уважения к российским военным традициям и Отечеству в условиях образовательной программы Кадетской школы.

Определение содержания деятельности апробационной площадки, подбор диагностических материалов осуществляется исходя из поставленных целей.    

В целях решения воспитательных задач  Кадетской  школы,  идей   апробационной площадки  в рамках введения ФГОС  реализуются Программы  развития личности и классного коллектива в 5-х классах:

- Программы развития 5 А  класса «Я и Отечество»  и  5В класса «Новое поколение»  направлены на содействие  развитию и проявлению  кадетом его личностных качеств, развитию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей как гражданина и патриота России.  

 Ключевыми понятиями являются:  Кто такие кадеты,  воспитанники; правила внутреннего распорядка, правила ношения кадетской формы; правила поведения кадет в школе и вне школы.

 Также реализуются программы дополнительного образования детей:

-   Военно-спортивный клуб «Полигон»,  рассмотрена на методическом совете школы, утверждена приказом директора школы №386 от 02 сентября 2013г.  Программа соединяет в себе теоретическую подготовку по истории России и вооруженных сил РФ, которая легла в основу  воспитательной компоненты школы,  занятия по комплексной доармейской подготовке (военно-прикладным видам спорта), а также медицинскую подготовку, общественную деятельность, занятия спортом.    

- «Ворошиловский стрелок», рассмотрена на методическом совете школы, утверждена приказом директора школы №386 от 02 сентября 2013г. В программу содержания  входят  занятия по обучению стрельбе, метанию гранат, стрелковые тренировки, материальной части  и истории  оружия,

- «История России в свете православной культуры» (ЦДТ),  утверждена методическим советом ЦДТ. 

В качестве форм воспитательной работы через внеклассную и внеурочную деятельность выделены:  

  • коллективно-творческие дела  подготовки Дня Кадетской клятвы, Дня защитника Отечества, Дня кадета;  классные часы  «Дни воинской славы», «Воинские ритуалы и традиции Российской армии», «Дмитрий Донской – великий полководец», экскурсионные поездки с целью ознакомления с историей родного края, исследовательские работы учащихся  по тематике  российской армии; выпуск боевых листов «Дни воинской славы».

Школьные стенды,     посвященные     символам  Российского государства, Пермского края, района, кадетским символам и ритуалам, выдающимся  полководцам страны, ее истории своего рода  выступают как популяризация  среди  школьников  государственных  символов, воинских ритуалов и традиций и   являются   важнейшей     составляющей       в формировании российской идентичности. Обращение к  символам государства способствует  формированию у школьников  уважительного отношения  к своей Родине, гордости за  нее, сопричастности к  ее истории.

Мы полагаем, что образовательными  результатами, полученными  в реализации деятельности апробационной площадки   будут личностные результаты:

  • формирование мотивов гражданских действий обучающихся, ответственности за свои  поступки;
  • участие в событиях школы, города на основе осмысленной гражданской позиции.

Это:

  1. Осознанное соблюдение, понимание и принятие норм и правил жизни кадет, кадетских традиций,  бережное отношение к кадетской форме.
  2. Проявление интереса к традициям и истории Российской армии.
  3. Осознанный выбор участия в мероприятиях гражданско-патриотического, военно-патриотического характера, направленных на решение воспитательных задач Кадетской школы: школьные соревнования «Кадетское братство», митинги, школьные и городские мероприятия ко Дню Победы и др.
  4. Добровольное посильное участие кадетов в улучшении общественных отношений, связанное с их личной инициативой: проявление инициативы учащихся в благоустройстве памятника Герою Советского Союза, выпускника школы Е.И.Францева, проявление стремления к совместной деятельности в своем коллективе в патриотических акциях,  подготовки младших школьников к школьным соревнованиям (смотр строя и песни, оформлении классных комнат и т.д.).
  5. Опыт участия служения, добровольное следование воинским традициям, традициям кадетских корпусов.

     Работа по формированию российской идентичности через военизированную составляющую была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности  учащихся     по   данному     направлению.    

    Для   диагностики   были  выбраны самые информативные методики:

  • составление словаря понятийных слов;
  • сочинения;
  • наблюдения;
  • беседа.

         Диагностика      «Составление   понятийного  словаря»     позволила   выявить   представления   учащихся   о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.      

Уровень    сформированности   отношения школьников:

  • к обществу  (отношение  к  родной  природе,  к  Отечеству): высокий  уровень – 43%, средний уровень – 29%, низкий уровень –  28%;
  • к людям  (уважительное  отношение  к  старшим,  дружелюбие,  милосердие,  честность): высокий уровень – 68%, средний уровень – 27%, низкий уровень – 5%;
  • к себе   (добрая   воля,   самоуважение,   требовательность   к   себе,   организованность): высокий уровень - 75%,  средний уровень - 16%, низкий уровень - 9%.

По результатам  сочинения на тему «Я – кадет», проведенного в середине учебного года, когда ребята дали торжественную клятву,    можно сказать, что  в основном кадеты идентифицируют себя как воспитанника Кадетской школы по следующим признакам: носит кадетскую форму в соответствии с требованиями (чистый, опрятный,  имеет нашивки и т.д.), соблюдает Устав школы, развивается интеллектуально и физически, занимается военно-прикладными  видами спорта, участвует в военных и кадетских ритуалах – марши,  присяга (клятва  кадета). 

Распределение участников запланированных школьных соревнований проходило по принципу добровольности, способности и возможности участия. Наблюдение показало, что кадеты-пятиклассники, проявляя высокую активность, уже осознанно подходят к выбору вида состязаний с учетом своих возможностей в достижении общего максимального результата.

Анализируя участие  в школьном  конкурсе исследовательских работ, обратили внимание на то, что кадеты 5 классов чаще выбирают темы предметной направленности: «Как плавают кораблики»,   «Про Аляску» и т.д.  Например, на основе изучения  произведения «Бородино» одним из учащихся была  выбрана тема  «Форма русской армии в войне 1812 года».

В сравнении: 6 классы - уже самостоятельно выбирают темы исследований, их темы  больше направлены на изучение истории родного края, боевого пути Героя школы. Например: «Жизнь и подвиги Е.И.Францева»,  «Самолет Евгения  Францева», «Свято-Никольский  монастырь», «История возникновения церкви в с Зверево», «Почему в городе Чернушка есть несколько памятников Францеву».

Выпуск информационных листов  «Дни воинской славы» стал интересен для мальчиков пятиклассников. Они совместно с родителями проявили высокую инициативность в подготовке и поиске материала, оформлении листов.

Апробация диагностических материалов гражданских качеств учащихся, предоставленных научно-практической  лабораторией «Формирование гражданских качеств учащихся в рамках ФГОС» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета оказалась нужной и результативной.

Диагностика показала, что кадеты проявляют свою гражданскую позицию:

  • не остаются равнодушными к проблемам других людей, готовы предложить свою помощь;
  • находят способы разрешения проблемы с позиции  законопослушных граждан;
  • аргументируют свой выбор независимо  от  мнения других.

Учителя  увидели  своих учеников вне учебного процесса, их человеческие качества, наличие своего мнения и гражданской позиции в трудной ситуации.

В то же время выявились слабые позиции в диагностировании учащихся.

  1. Занятие 5 для ребят 11-12 лет показались нам сложными для восприятия.    Для некоторых было необходимо пояснять дополнительно.
  2. Были единичные случаи, когда учащиеся полностью дублировали озвученные ранее ответы, так как им самим было сложно сформулировать ответ.
  3. Для проведения необходима команда учителей, работающих в данном классе и знающих детей. Затратна по времени для обработки материала.

В целом данная диагностика интересна, позволяет отследить и способствует формированию собственного мнения, своей гражданской позиции.

По итогам апробации за 2013-2014 учебный год можно сделать определенные выводы:

Апробация обеспечивает:

  1. формирование гражданской позиции у подростков;
  2. нравственное и физическое взросление;
  3. расширение знаний  о  России воспитание уважения к российским военным традициям;
  4. воспитание целостной личности.