Размер шрифта: A A A Изображения: Показать Скрыть Цветовая схема: A A A
Версия для слабовидящих

Она по-прежнему молода, потому что молода её душа. К 100-летию школы

Опубликовано

Есть в нашей жизни прекрасная традиция — отмечать юбилеи. Юбилеи бывают разные — маленькие и большие, радостные и грустные. Но всегда — это итог, итог прожитого отрезка жизни.

Кадетская школа (ранее школа №9, школа №80) в этом году празднует свой вековой юбилей, который говорит о том, что пройден путь длиною в сто лет, вложен огромный труд нескольких поколений учителей. Из стен образовательного учреждения вышли тысячи выпускников, а оно, в свою очередь, стало частью их жизни.

В 20-е годы прошлого века в нашей стране были открыты железнодорожные школы. В Чернушке, на берегу маленького, заросшего камышом пруда, была построена и открыта начальная железнодорожная двухкомплектная школа, с одним классным помещением. Занятия шли в три смены, на третью смену ходили с керосиновыми лампами (самодельные фонари), уроки третьей смены заканчивались поздней ночью. Рядом со школьным зданием размещались школьные мастерские и кузница.   Заведующим Чернушинской железнодорожной школой стал Крашенников А.К.  

В 1932 было построено новое здание школы по улице Пушкина, где и начался новый учебный год. Школа эта стала называться Чернушинская фабрично-заводская семилетка.  В новом здании занимались в одну смену. Было просторно, свободно и имелись условия для проведения внеклассных мероприятий: широкий коридор, просторные классные комнаты, большой спортивный зал. На уроках физической культуры маршировали под музыку. Учитель Борис Вениаминович иногда сопровождал марширование учеников на уроке игрой на балалайке. Кроме основных уроков в школе учащиеся старших 7-х классов занимались выявлением неграмотных, выезжая в деревни района, а потом организовывали пункты ликвидации безграмотности, там занимались обучением неграмотных и малограмотных взрослых. 1937 год для школы снова стал событийным. Школа сделала свой первый выпуск 10-го класса в количестве 12 человек.

В 40-х годах стало зарождаться тимуровские движение. Тимуровские бригады ходили по семьям фронтовиков. Из воспоминаний Навалихиной Евгении Антоновны, классного руководителя: «Мальчишки пилили и кололи дрова, девочки складывали их в поленницы, помогали нянчиться с детьми, делали уборку в квартирах. Часто после уроков приходилось разгружать вагоны, так как не хватало рабочих рук. Но несмотря на все тяготы, про учёбу не забывали, помогали друг другу».

В 1962 году Школа переходит в новое здание, построенное около железнодорожной станции по улице Луначарского, где и находится ныне. На уборку территории, благоустройство выходили все железнодорожники и их дети. Много сил и энергии отдала на ее строительство директор школы Полина Ивановна Хлопина. В школе поддерживался идеальный порядок. Всем, кто учился или работал в школе в то время — это хорошо запомнилось. Также все хорошо помнят школьный хор учителей. Полина Ивановна была строгим, почти суровым директором, но это не мешало ей перевоплотиться в Деда Мороза на Новый год, в такого Деда Мороза, который своей веселостью, плясками мог заразить всех присутствующих. С 1969 года в разные периоды директорами были Култышев Н.В., Старцев Михаил Яковлевич, Черемных Николай Дмитриевич, Колегов Николай Васильевич, Ширяева Роза Кардгалеевна, Попкова Наталья Анатольевна.  Много славных дел было на счету за эти десятилетия. И труд, и учеба, и общественные дела, и знаменательные события в жизни школы.  А главное, сохранение традиций, которые прочно вошли в школьную жизнь. Но есть в истории школы времена, меняющие привычный ход жизни.

80-е годы. Новая эпоха в жизни школы. С 1979 года директором становится Равиль Муллаханович Габделхаков. Он сумел сделать ее одним из центров героико-патриотического воспитания молодежи. Результатом многолетней поисковой работы вместе с учащимися стало открытие памятников Героям Советского Союза Евгению Францеву (11.03.1983) и Сергею Красноперову (10.04.1984), открытие военно-исторического музея в школе (26.10.1984).   И 14 апреля 1987 года Решением Совета Министров РСФСР школе присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Ивановича Францева.

Кроме этого, результатом исследовательской работы Р. М. Габделхакова стала книга «Атакую. Потопил», вышедшая в свет в 2000 году, в которой говорится о героической жизни летчика-североморца Евгения Францева. А в 2006 году историк и краевед написал книгу о судьбе выпускника генерал-майора Кашникова М. И. «Здравия желаю, товарищ генерал!».

Не единожды приходилось школе менять свое имя. В связи с объединением Казанской и Горьковской железных дорог, в 1961 году «Школа № 9» была переименована в «Школу № 80» Горьковской железной дороги.  В 1994 году школе было вновь возвращено имя «Школа №9». А в 2009 году, успешно пройдя аккредитацию, школа получает новый статус «Кадетская».

И об этом дальше.

В 2003 году школу возглавила Буркова Елена Анатольевна — современный, талантливый, с социальной активностью руководитель. Ее инициатива открыть кадетские классы дала старт новому витку в истории школы. В 2005 году открывается первый кадетский казачий класс.  А всего лишь через четыре года, благодаря усилиям директора и коллектива школы, учреждению присваивается статус «Кадетская школа».

 Основываясь на лучших традициях героико-патриотического воспитания, Школа становится муниципальной опорной площадкой по гражданскому, гендерному (полоролевому) образованию, краевой апробационной площадкой по теме «Формирование гражданской идентичности» ФГБОУ ВО «ПГГПУ», организует краевое добровольное содружество «Кадетское братство». Становится победителем приоритетного национального проекта «Образование». Вступает в полосу инновационного развития: апробационная площадка краевого проекта по ведению электронного журнала успеваемости.

Расширяет границы географии участия во многих Всероссийских военно-патриотических слетах, смотрах, фестивалях кадетских образовательных учреждений: Санкт-Петербург, Новороссийск, Пермь, Усть-Качка, Ростов-на-Дону, Уварово, Минск, Туапсе и другие. А выпускники   выбирают учебу в военных ВУЗах и службу в вооруженных силах РФ.

Кадетский уклад жизни, стремительный темп развития подхватил в 2018 году новый директор школы, опытный руководитель Галанов Леонид Иванович. В 2019 году инициировал вступление образовательного учреждения в краевую апробационную площадку по внедрению электронного журнала, дневников и библиотеки электронных образовательных ресурсов на платформе «Московская электронная школа» (ЭПОС). Это позволило не просто значительно обновить компьютерный парк и приобрести современное оборудование, а также эффективнее решать важные задачи по организации образовательного процесса. В школе успешно реализуется краевой проект «Сто лучших школ» по организации спортивно-массовой работы в школе и социуме, по результатам которого школ стала муниципальной площадкой по сдаче нормативов ГТО.  Продолжая традиции кадетского образования, начатые в 2005 году, коллективом школы прилагаются немалые усилия для его развития и повышения качества. На сегодняшний день кадеты, как и прежде, держат высокую планку, расширяя географию побед во всероссийских и международных конкурсах: ВДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», г. Пермь, г. Москва, Свердловская область.

В настоящее время основными направлениями являются создание условий, обеспечивающих личностный рост обучающихся и педагогов, внедрение технологий здоровьесбережения, создание оптимальных условий для развития талантливых и способных граждан России. Важные задачи, которые стоят сейчас перед педагогическим коллективом, — это организация перехода на обновленные образовательные стандарты, привлечение к работе в школе молодых специалистов, создание условий для творческого труда педагогов и получения качественной подготовки выпускников. Приоритетными направлениями воспитательной работы являются героико-патриотическое, эстетическое и духовно-нравственное, трудовое и экологическое, физкультурно-оздоровительное и краеведческое воспитание, формирование основ безопасности.  

«Роль современной школы резко возросла, — говорит директор Кадетской школы Галанов Л.И. — Чтобы справиться со сложными задачами, школа должна работать в системе постоянного поиска, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта. Завтрашний день школы — это новое поколение граждан, готовых мыслить и действовать на новом этапе развития страны честно и грамотно. Сейчас в школе прошла смена педагогического коллектива. Ушли на заслуженный отдых учителя — ветераны педагогического труда. В коллектив влились молодые педагоги. Но школа не растеряла своих традиций».  

Школа всегда отличалась дружным слаженным коллективом, традиции которого: стремление к творчеству, развитию, повышению своего профессионального уровня сохраняются и на сегодняшний день. Говоря о  знаменательной для школы дате, мы не можем не вспомнить о ветеранах педагогического труда, об учителях, которые проработали в этой школе долгие годы и которые отдали всё самое лучшее и светлое:  Деревянных Федор Ульянович,  Мель  Леонид Леонгардович, Хлопина Фаина Павловна, Суздальцева Любовь Васильевна,  Ничкова Тамара Анатольевна, Мусихина Ираида Афанасьевна, Крылосова Анна Ефимовна, Шутова Милидиан Милиятовна, Воложенинова Валентина Харитоновна, Вахрушева Людмила Васильевна,  Навалихина Евгения Антоновна,  Хлопин Вячеслав Григорьевич,  Баранникова Людмила Александровна, Галлямова Фануза Фаизовна, , Шайхиева Людмила Галимзяновна, Абзадуллина Татьяна Галитяновна,  Исламнурова Зухра Шамсиевна, Бровина Галина Николаевна и многие, многие другие замечательные педагоги.  Много лет посвятили школе и выпускницы, а ныне учителя Кадетской — Лукьянская Ирина Александровна, Кожевникова Валентина Владимировна, Навалихина Людмила Александровна, Кустова Светлана Альфиртовна.

Школа — это маленькая страна, хранительница традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного учителями за её историю, и побед учеников, прославивших её. Для каждого поколения учеников есть своя школа, особенная, но всегда родная и любимая, которая не только ведёт в страну знаний, но и учит жизни. А высокая работоспособность педагогов, их стремление к новым достижениям, богатый учительский опыт и профессиональное мастерство позволяют образовательному учреждению находиться в постоянном развитии. И, несмотря на то, что Школе 100 лет, она по-прежнему молода, потому что молода её душа, неиссякаемы её таланты, инициатива, творчество и новизна.